Логотип клуба ЗАЗ-Днепр
Клуб любителей автомобилей "Запорожец"
ЗАЗ 965 горбатый, горби ЗАЗ 966 ушастый, ушан ЗАЗ 968М эМка, мыло
Клуб ЗАЗ-Днепр Контакты История марки ЗАЗ, ЛуАЗ Описание моделей ЗАЗ, ЛуАЗ Руководства по эксплуатации и тюнингу Справочная по Запорожцу Записки бывшего моториста Книга Теркеля Автомобиль-транспортер ЛуАЗ-967М Силовые агрегаты МеМЗ-966В, 966Г 500 тыс. км. на ЗАЗ-965А Наши советы Электрика ЗАЗ Двигатель ЗАЗ/ЛуАЗ Правила безопасности Общетематические статьи Салон Фотогалерея Не нашел на сайте? Форум Вступить в клуб Запчасти Моторные масла

Полмиллиона километров на ЗАЗ-965А

500 тысяч километров на ЗапорожцеЭтот аккуратненький «Запорожец» вот уже семнадцатый год изо дня в день возвращается в один и тот же московский двор. Когда же его хозяин Владимир Анатольевич МИРОШНИКОВ по субботам возится во дворе со своим «коньком-горбунком», нередко можно услышать такую беседу. 
— Не собираешься продать? 
— Покупатель еще не нашелся. 
— Ну а если найдется? 
— Пожалуй, нет. Привык. Да и равноценной замены ему пока нет. 
В одну из суббот и мы познакомились с В. Мирошниковым, попросив раскрыть «секреты» долголетия его автомобиля. Об этой встрече и пойдет речь. 

— Иногда не верят, что мой «Запорожец» пробежал больше 500 тысяч километров. Но это действительно так. Купил я его в 1968 году. Кузов № 295459, шасси № 292108, двигатель № 318958 — все можно проверить. С той поры сохранились не только номера агрегатов, но и они сами без каких-либо серьезных ремонтов. 
Должен сказать, на станции обслуживания автомобиль был только раз — в гарантийный период после 12 тысяч километров пробега поломалась «корзина» сцепления. Ее заменили, но вскоре дефект повторился, и я решил с той поры все делать сам. 
— За такое долгое время у вас, наверное, сложились свои правила ухода за машиной? 
— Может быть мои выводы не оригинальны. Но в их пользе я убежден. 
Первый: о здоровье автомобиля надо заботиться до болезни. Водитель должен чувствовать, какой узел или агрегат «созревает» для ремонта, и чем раньше будут приняты нужные меры, тем лучше. И второй: ремонт можно начинать только в том случае, если сам к нему подготовился — ознакомился с литературой, подобрал весь необходимый инструмент, сделал приспособления. На собственном опыте убедился, если следовать этим правилам, потребность в запчастях резко сокращается. 
Но, пожалуй, еще больше, чем от своевременного ремонта, расход их зависит от ухода за машиной. У «Запорожца» немало точек смазки. Некоторые из них труднодоступны. Но беда не только в этом. Вредно сильное загрязнение масленок, тогда при нагнетании смазки через них внутрь механизмов попадает абразив. Поэтому я надеваю на масленки резиновые колпачки, из тех, что применяют для защиты штуцеров, через которые выпускают воздух из тормозных цилиндров. Все точки смазки в передней подвеске «подкармливаю» через 300 километров. Занимает это 10— 15 минут, но вот результат — за все время я сменил только два комплекта шин, сейчас езжу на третьем. Безусловно, сказывается и спокойный стиль вождения. Износ шин всегда равномерный. Кстати, о давлении в шинах. Слежу за ним регулярно и держу его на нижнем допустимом пределе, ведь подвеска у автомобиля жестковата. 
Особо скажу о масле для двигателя. Всегда, насколько это было возможно, 
пользовался дизельным маслом Дп-11. Оно, как мне кажется, лучше всего подходит для такого двигателя. Меняю его аккуратно через каждые 2000 километров. Масла АС-8 избегаю. Оно боится высоких температур, которые свойственны двигателю с воздушным охлаждением. В последние годы, когда возникли трудности с дизельным маслом, перешел на «жигулевское». Но не всесезонное (однажды после полугодичного хранения в нем появился мутный осадок, и я потерял доверие к его качеству), а только летнее М12Г. Результат налицо — в двигателе стоит первый, родной коленчатый вал. 
— И подшипники не пришлось заменять? 
— Подшипники заменил, но вовсе не потому, что у них был велик износ. Возник заметный осевой люфт коленвала. Сняв двигатель, стал искать причины и способы устранения люфта. Сначала — об одной рекомендации, которая много лет назад была помещена в журнале «За рулем». Суть ее в том, что для предотвращения люфта коленчатого вала в маслосливное отверстие надо загнать трубку, которая будет выполнять роль стопорящего штифта. Я это сделал, но через несколько тысяч километров люфт появился вновь. При повторной разборке двигателя обнаружилась главная причина неисправности. 
К тому времени у меня было уже четыре комплекта подшипников. Покупал их один за другим, и все они были с минусовым допуском по наружному диаметру. Вставить такой подшипник, конечно, очень легко, да вот беда — елозит он, отчего и появляется осевой люфт. Рекомендованная трубка помогает лишь короткое время: ведь материал подшипника — алюминиевый сплав, и в месте контакта с трубкой он быстро срабатывается, не выдерживает концентрированных нагрузок. В конце концов выход из положения был найден. Специальной обработкой увеличил наружный размер подшипников на 0,06 мм больше плюсового допуска. При установке нагрел опоры, а подшипники охладил, получилась надежная посадка. И люфтом коленчатого вала больше никогда уже не занимался. Но лучше, если бы завод давал детали должного качества. 
— А другие изнашиваемые детали? Ведь их ресурс не бесконечен. Те же поршни, кольца, клапаны. 
— В отношении этих деталей с ограниченным ресурсом могу сказать, что их можно менять реже, и намного, если следить за температурным режимом двигателя и надежностью смазки. 
У «запорожского» мотора очень высока чувствительность ко всякого рода загрязнениям, будь то загрязнения маслом снаружи, что отрицательно сказывается на его охлаждении, или отложение смол в масляных каналах. Последнее в еще большей степени стимулирует перегрев двигателя. 
Когда двигатель чист снаружи и, главное, внутри, он не перегревается. Масло всегда должно свободно поступать к парам трения по всем каналам. И никаких утечек его через уплотнительные детали. Кстати, уплотнительные кольца, например, для маслосливных трубок я делаю сам из кусочков листовой резины. Отверстие сверлю стальной трубкой, затем собираю заготовки в пакет на оправке и обрабатываю наружную поверхность до нужного диаметра. 
— А как вы оцениваете экономичность автомобиля за весь срок его службы? 
— В первый же год мы поехали с женой в Прибалтику. Путешествие получилось долгим. Вернулись благополучно, а когда подсчитали расход бензина, оказалось, что на 100 километров тратили всего 5,4 литра. Правда, машина шла вяло, но для режима обкатки, когда скорость 55—60 км/ч, это приемлемо. Потом снял карбюратор, проверил уровень топлива в поплавковой камере. Он был на нижнем пределе. Перевел его на верхний предел, и с той поры результаты были стабильными: на автомагистрали — б литров, в городе — летом 7, зимой (работает отопитель) — до 9. 
Говоря о расходе топлива, надо сказать о скорости. Летом на шоссе «крейсерская» скорость 70—75 км/ч. Но и достаточно продолжительная езда со скоростью 80—90 км/ч не вызывает перегрева. Однако она неэкономична для данного двигателя, который расходует в л/100 км как раз на «крейсерской» скорости. 
Пускается мотор нормально до мороза в 20" С. Но ездить зимой на ЗАЗ— 965А небезопасно. Это надо сказать сразу. Нет хорошей циркуляции теплого воздуха в салоне, поэтому боковые и задние стекла заиндевелые или запотевшие. 
Скажу и о других недостатках этого автомобиля. Он шумен, и шум его с такими оттенками, которых нет у других автомобилей. Еще один недостаток — чрезвычайно малый объем багажника. 
— Вы начали рассказ о машине с ремонта сцепления. Как оно и другие агрегаты трансмиссии вели себя за столь долгий пробег? 
— Естественно, изнашивались накладки ведомого диска. Заменить их — не проблема, а стоят они очень дешево. Но вот что интересно. Графитовый нажимной подшипник я еще не менял. Добился такого срока службы только благодаря устранению биения пяты 
сцепления. Регулирую ее очень точно, при помощи индикатора проверяя параллельность плоскости пяты и привалочной поверхности корзины на чугунной плите. Гайки, которые фиксируют выжимные лапки, стопорю не заводскими обжимками, а сваркой (после регулировки, конечно). Болты для этого сделал сам из нержавеющей стали, чтобы они не подвергались закалке при сварке. 
В коробке передач заменил все подшипники, но все шестерни прежние. 
— У машины есть и главная часть, которая определяет весь срок ее службы, — кузов. Каким образом вы сохранили его на полмиллиона километров? 
— Опыта набираешься не сразу. Вот и я, например, в первые годы эксплуатации «Запорожца» держал пороги сухими. Через семь лет они сгнили. Когда установил новые, стал заботливее. Регулярно обрабатываю пороги изнутри ершиком, смоченным консервационной смазкой. Для такого дела не всякая смазка годится, а только специальная — «Мовиль», «Мольвнн», «Резистин МЛ» и др. 
Днище автомобиля со стороны салона покрыл битумной мастикой, поверх нее положил слой рубероида, а уж потом — штатные резиновые коврики. Строго слежу и за состоянием антикоррозионной мастики снизу и в колесных нишах. Конечно, за долгий срок службы кузов в некоторых местах потребовал ремонта. Хотя я сам сварщик, мелкий ремонт кузова предпочитаю делать при помощи эпоксидной шпаклевки. Это и проще, и нередко надежнее, так как сварка, особенно газовая, груба для таких работ. Металл после нее ржавеет быстрее. 
Дважды пришлось править передние крылья. Первый раз из-за столкновения с «Москвичом» — он въехал в мой автомобиль, удар пришелся в левое переднее. Правил его сам. Второе происшествие — удар в правое переднее. Проезжал мимо остановившегося на середине проезжей части УАЗа, водитель которого неожиданно открыл дверь. Снова пришлось править. Вот, пожалуй, и все ремонты. 
— И последний вопрос. По каким дорогам вам приходится ездить? 
— По московским улицам и подмосковным шоссе до садового участка. В дальних путешествиях люблю такие, которые отвечают скоростным возможностям машины и ведут к пока непопулярным у массы автолюбителей местам. Кстати, здесь наиболее ярко показывает себя прекрасная проходимость «Запорожца». Этот маленький автомобиль практически не боится бездорожья. Так что никаких ограничений для него я не делаю.

 

(За рулём, 1985, №2, стр. 28-29) 

ЗАЗ-Днепр: клуб любителей автомобиля Запорожец ЗАЗ г. Днепропетровск


Поделиться ВКонтакте

 
Клуб любителей автомобилей Запорожец г. Днепропетровск Получить код кнопки