Логотип клуба ЗАЗ-Днепр
Клуб любителей автомобилей "Запорожец"
ЗАЗ 965 горбатый, горби ЗАЗ 966 ушастый, ушан ЗАЗ 968М эМка, мыло
Клуб ЗАЗ-Днепр Контакты История марки ЗАЗ, ЛуАЗ Описание моделей ЗАЗ, ЛуАЗ Руководства по эксплуатации и тюнингу Наши советы Электрика ЗАЗ Двигатель ЗАЗ/ЛуАЗ Правила безопасности Общетематические статьи Салон Фотогалерея Не нашел на сайте? Форум Вступить в клуб Запчасти Моторные масла

Запорожец. Книга Теркеля

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
по разбитой ухабистой дороге. Эту невыдуманную историю мы рассказали для того, чтобы лишний раз напомнить: к загрузке машины, а тем более к перегрузке, нужно относиться серьезно.
Полезная масса для «Запорожца» — 320 кг. Это значит, что суммарная масса всего перевозимого — людей и грузов — не должна превышать это значение. В противном случае мы не вправе требовать от автомобиля нормальной работы в соответствии с установленными заводом показателями. Единственное в этом отношении, что может реально проконтролировать ГАИ,— это число перевозимых людей (4 взрослых человека), остальное — на совести водителя. Напомним, что в последнее время завод разрешил перевозку трех пассажиров на заднем сиденье.
На чем же сказывается перегрузка машины? Прежде всего уменьшается ход подвески, и встреча даже с незначительной неровностью дороги приводит к пробою до ограничителей хода. Причем, как это ни странно, более неприятна езда на такой машине по шоссе, а не по проселку, когда из-за малой скорости удается выбрать наиболее приемлемую траекторию движения и вовремя снизить скорость.
Не следует также забывать об уменьшении дорожного просвета, которое может внезапно напомнить о себе ударом нижней части автомобиля о камень или валик между колеями.
Ударные нагрузки, не смягченные упругими элементами подвески (или смягченные только резиновыми буферами), очень опасны с точки зрения внезапных поломок, например рычага задней подвески. Длительная езда с перегрузкой, сопровождающаяся частыми ударами, не идет на пользу ни подшипникам колес, ни элементам рулевого управления.
В меньшей степени перегрузка машины влияет на двигатель, если правильно пользоваться передачами. Но на тяжелых дорогах, где выбираться из грязи приходится «раскачкой» — быстрым переключением с I передачи на заднюю, и наоборот, можно «прижечь» диск сцепления, поломать полуоси, срезать шлицы ступиц колес. Перегрузка машины сказывается на температуре двигателя, которая может даже достичь предельного значения. Обычно это происходит при продолжительном движении в жаркую погоду с большой скоростью.
Казалось бы, владельцы «Запорожцев», зная, что полезная масса их автомобилей на 80 кг меньше, чем у «Жигулей» и «Москвичей», а каждый килограмм перегрузки на 20— 30 % весомей по отношению к полной массе машины, должны подходить к этому вопросу внимательнее. Но на практике все наоборот. Например, правила эксплуатации предписывают не только не превышать общую полезную массу, но и правильно распределять груз в багажнике (40—50 кг) и на крыше (не более 60 кг). Но на крыше «Запорожца» возят такие грузы, которые владелец «Жигулей» не посмел бы опустить на багажник даже на минуту. А какие багажники! Один из них, мы видели, проходил через всю крышу до конца моторного отсека и опирался на стойки, привернутые к винтам крепления заднего бампера.
Перегрузка верхнего багажника может привести к деформации стоек кузова и расхождению его сварных швов. Конечно, это зависит от степени перегрузки и от наличия динамических нагрузок во время езды. Если же в положенные 60 кг удалось уложиться, то практически никаких ограничений с точки зрения стиля езды не требуется. Мы довольно много проехали с таким багажником по различным дорогам, в том числе и по жесточайшей «стиральной доске», а однажды успешно приземлились на скорости 90 км/ч после прыжка с трамплина, сделанного нерадивыми дорожниками на шоссе. Никаких следов ухудшения состояния кузова мы не обнаружили.
Естественно, что груз на крыше заявляет о себе "не только массой, но и лобовой площадью, которая увеличивает сопротивление движению, а при боковом ветре снижает устойчивость автомобиля.
Говоря откровенно, уложиться в строгие нормы загрузки машины нам удавалось не всегда. Как показала практика, избежать отрицательных последствий можно и в этой ситуации, изменив стиль езды на более плавный, прогнозируя своевременно предстоящие маневры и избегая резких торможений.
НАДЕЖНОСТЬ
Для автомобилей в целом не устанавливается такой показатель надежности, как срок службы или ресурс. Поэтому оценивать надежность «Запорожца» мы будем по ресурсу его основных составных частей, исходя из собственного опыта.
Кузов «Запорожца» более долговечный, чем у «Жигулей» и «Москвичей», на нем позже возникают очаги коррозии. Если не проводить синтетической антикоррозийной обработки, то ржавчина появляется где-то на 5—7-м году в условиях городской эксплуатации.
Закругленная поверхность низа боковин кузова подвержена ударам камней, грязи, снега, что может привести к преждевременному повреждению лакокрасочного покрытия. Поэтому для «Запорожцев» в большей степени оправдано покрытие нижней части боковых поверхностей кузова мастикой для днища.
Двигатель воздушного охлаждения «Запорожца» имеет более напряженный тепловой режим, простую систему очистки масла (центрифугой), большую неуравновешенность из-за У-образного расположения цилиндров. Все это сказывается на ресурсе, который фактически меньше, чем у двигателей с жидкостным охлаждением. Во всяком случае, ресурс около 100 тыс. км пробега вполне достижим при соблюдении правил эксплуатации и отсутствии скрытых технологических дефектов.
Из деталей, которым желательно продлить ресурс, следует отметить текстолитовую шестерню распределительного вала, которая даже при хорошем состоянии зубьев часто начинает прокручиваться на стальной ступице при пробеге автомобиля 60—80 тыс. км.
Проблемы распределительного вала, как в «Жигулях», У «Запорожца» нет, поскольку его двигатель не так чувствителен к износу кулачков, а его нижнее расположение создает лучшие условия для смазки.
Сцепление обычно требует замены после 60—80 тыс. км пробега. При этом изнашиваются ведомый диск сцепления и подпятник. Последний стал более долговечным после установки в нем подшипника качения.
Глушитель у «Запорожца» работает в очень неблагоприятных условиях: высокая температура из-за близости к цилиндрам, большая вероятность повреждения из-за жесткой связи его с двигателем. Поэтому «жизнь» штатного глушителя довольно коротка. Мы, например, меняем его, как правило, через два сезона. Лучшие результаты дает самодельный глушитель из нержавеющей стали, хотя он и проигрывает по уровню шума.
Коробка передач «Запорожца» достаточно долговечная, а о запасе прочности говорит успешное применение ее с
4
ЗАЗ-Днепр: клуб любителей автомобиля Запорожец ЗАЗ г. Днепропетровск


Поделиться ВКонтакте

 
Клуб любителей автомобилей Запорожец г. Днепропетровск Получить код кнопки