Логотип клуба ЗАЗ-Днепр
Клуб любителей автомобилей "Запорожец"
ЗАЗ 965 горбатый, горби ЗАЗ 966 ушастый, ушан ЗАЗ 968М эМка, мыло
Клуб ЗАЗ-Днепр Контакты История марки ЗАЗ, ЛуАЗ Описание моделей ЗАЗ, ЛуАЗ Руководства по эксплуатации и тюнингу Справочная по Запорожцу Двигатель ч.1 Двигатель ч.2 Трансмиссия, подвеска, кузов ч.1 Трансмиссия, подвеска, кузов ч.2 Электрооборудование ч.1 Электрооборудование ч.2 Отопитель Записки бывшего моториста Книга Теркеля Автомобиль-транспортер ЛуАЗ-967М Силовые агрегаты МеМЗ-966В, 966Г 500 тыс. км. на ЗАЗ-965А Наши советы Электрика ЗАЗ Двигатель ЗАЗ/ЛуАЗ Правила безопасности Общетематические статьи Салон Фотогалерея Не нашел на сайте? Форум Вступить в клуб Запчасти Моторные масла

Глава 2. ТРАНСМИССИЯ, ПОДВЕСКА, КУЗОВ

Часть 1

 

КАК ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ВЫЖИМНОЙ ПОДШИПНИК?

Если износился графитовый подшипник выключения сцепления, его нужно заменить новым. А что делать, когда нового "графита" нет? Есть несколько способов выйти из положения

 

I'm.. 20. 1 — обойма; 2 — шайба; 3 — графитовое кольцо

1-й способ — осторожно выпрессовать кольцо из обоймы (при этом лучше подогреть обойму до 250— 300°С). Подобрать или выточить шайбу толщиной 4 мм, наружный и внутренний диаметр которой долж­ны соответствовать диаметрам графитового кольца. После тщательной зачистки гнезда обоймы, вложить в нее шайбу, затем запрессовать графитовое кольцо (рис. 26). Если усилие запрессовки стишком мало, нужно обезжирить посадочные поверхности обоймы и графита, смазать их клеем БФ-2, "Момент" или эпоксидным, затем запрессовать графит. После суш­ки клея подшипник можно устанавливать на место.

2-й способ — если графит разрушился и не под­лежит ремонту, можно выточить такое же кольцо из текстолита, капролона или, в крайнем случае, из сухого дерева твердых пород (дуб, бук). После за­прессовки кольцо пропитать горячим маслом, проки­пятив подшипник в банке с маслом в течение получа­са. Такие подшипники выдерживают пробег в не­сколько тысяч километров

 

ПОЧЕМУ ПРИ МЕДЛЕННОМ ОТПУСКАЦИИ ПЕДАЛИ СЦЕПЛЕНИЯ МАШИНА РЕЗКО ТРОГАЕТСЯ С МЕСТА?

Резкое включение сцепления при медленном отпускании педали может быть в результате заедания оттяжных рычагов нажимного диска, потери упругости пружинных пластин ведомого диска, износа окон под пружины гасителя крутильных колебаний или поломки пружин.

Причиной резкого включения могут быть также задиры на рабочих поверхностях маховика, нажимного диска или накладках ведомого диска.

Для выяснения причины необходима разборка сцепления, замена ведомого диска или ремонт нажимного. Если есть задиры — прошли­фовать рабочие поверхности маховика и нажимного "иска.

 

ПОЧЕМУ ИЗ СИСТЕМЫ ГИДРОПРИВОДА СЦЕПЛЕНИЯ ДОЛГО НЕ ВЫХОДИТ ВОЗДУХ ПРИ ПРОКАЧКЕ?

Это бывает после того, как при замене или ремонте одного из цилиндров привода сцепления была полностью слита жидкость из системы. После заливки жидкости в трубопроводе остается воздушная полость, а так как трубопровод имеет большую длину, хода поршня главного цилиндра не хватает, чтобы вытеснить воздух через клапан прокачки.

Чтобы ускорить процесс удаления "пузыря", попробуйте такой спо­соб. При помощи насоса для накачки шин подайте воздух в отверстие пробки питательного бачка главного цилиндра, прижав шланг насоса к пробке. Еще лучше, если пробку оборудовать штуцером для подсое­динения шланга. В это время помощник должен отвернуть клапан прокачки на рабочем цилиндре и следить за струей жидкости с пузырь­ками воздуха в сосуде с жидкостью. Подавайте воздух до исчезновения пузырьков, следя за уровнем жидкости в бачке, не допуская полного ее выхода. После того, как пойдет чистая жидкость без воздуха, помощник должен завернуть клапан.

Можно сделать и так. Залить жидкость в питательный бачок, не подсоединяя трубку к рабочему цилиндру, чтобы жидкость самотеком стала вытекать из трубки (в подставленную емкость). Подождав, пока пойдет жидкость без пузырьков, подсоединить трубку к рабочему ци­линдру и затянуть штуцер. После этого оставшийся воздух быстро выйдет при обычной прокачке с помощью педали.

 

КАК РАЗЪЕДИНИТЬ ДИСКИ СЦЕПЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ "СЦЕПИЛИСЬ" ПОСЛЕ ЗИМНЕЙ СТОЯНКИ?

Иногда случается, что после зимней стоянки невозможно тронутся с места, так как сцепление не выключается из-за того, что ведомый диск прилип к маховику или нажимному диску. В таком случае некоторые владельцы "Запорожцев" сверлят отверстие в нижней части картера сцепления и длинной отверткой и молот­ком при нажатой педали сцепления отделяют ведомый диск от махо­вика. По окончании работы в отверстие вставляют пробку.

А можно сделать иначе. Нужно выкатить машину на дорогу, чтобы путь был свободен. Не включая зажигания, включить первую переда­чу, затем включить зажигание и стартер. После того, как двигатель начнет работать, и движение станет равномерным, нужно нажать до отказа на педаль сцепления и резко нажать на педаль тормоза. Обычно диски от рывка разъединяются с первой попытки. Кроме того, можно вывесить на надежной опоре одно из задних колес и проделать указан­ные действия.

 

КАК УСТРАНИТЬ ТЕЧЬ МАСЛА ИЗ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ПО ШТОКУ ПОЛЗУНА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ?

Течь масла из коробки передач, наряду с другими неисправностя­ми, доставляет много хлопот. В частности, течь масла по штоку пол­зуна переключения передач.

В этом месте течь появляется, когда сильно изношена задняя втул­ка ползуна, нарушена герметичность резинового гофрированного чех­ла или повреждено уплотнительное кольцо. Если чехол порвался, его нужно заменить или заклеить. Если повреждений нет, то надо надежно закрепить чехол хомутами на штоке и на шейке задней крышки короб­ки передач.

В случае большого износа втулки в задней крышке коробки пере­дач, ее нужно заменить, выточив новую из бронзы. Для замены нужно снять заднюю крышку, снять резиновый чехол, вынуть шток и выпрессовать втулку. Новую втулку нужно выточить так, чтобы шток входил в нее без заеданий и заметного люфта. Окончательную подгонку луч­ше проводить после запрессовки втулки раздвижной разверткой.

При повреждении или износе уплотнительного кольца его следует заменить.

 

КАК УСТРАНИТЬ САМОВЫКЛЮЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПЕРЕДАЧИ?

Рис. 27. 1 — полукольца; 2 — подставка; 3 — упор

Рис. 28. Выпрессовка зубчатого венца: 1 — упор; 2 — зубчатый венец; 3 — полукольца; 4 — шестерня; 5 — под­ставка

Рис: 29. 1 — шестерня; 2 — шайба; 3 — зубчатый венец

Самовыключение 4-й передачи случается после длительной экс­плуатации наиболее часто, так как эта передача используется большее время работы коробки передач при движении. Самопроизвольное вы­ключение происходит в результате одностороннего износа зубьев вен­ца ведущей шестерни и муфты синхронизатора, сопряженной с ними. Продлить срок службы коробки передач можно без замены деталей, но их перестановкой (только для автомобилей с двигателями 40 л.с.). Муфта синхронизатора 3-й и 4-й передач — симметрична, поэтому, разобрав коробку, муфту можно перевернуть и установить изношенными шлицами в сторону зубчатого венца шес­терни третьей передачи. Муфта будет работать другой, неизношенной стороной шлицев, при этом улуч­шится и работа 3-й передачи. Если зубья венца шестерни 4-й переда­чи имеют большой односторонний износ, можно поменять местами венцы шестерен 3-й и 4-й передач. Для этого нужно спрессовать их со шлицев и напрессовать снова, по­меняв местами. Венцы напрессо­ваны с большим натягом и для выпрессовки, чтобы не поломать де­тали, необходимо иметь специ­альную оправку, состоящую из двух полуколец и подставки (рис. 27). Выпрессовку производить, как показано на рис. 28.

Перепрессовку можно совместить с подкладыванием под зубчатый венец шайбы толщиной 1,5...2,0 мм. Тогда муфта синхро­низатора будет глубже надвигаться на венец, и зацепление станет надежнее (рис. 29).

Самопроизвольное выключение может происходить и из-за неполного включения передачи, когда зацепление происходит лишь концами зубьев венца шестерни и муфты синхронизатора, что можно устра­нить регулировкой механизма переключе­ния передач (об этом подробно сказано в инструкции по эксплуатации автомобиля).

Рис. 30. 1 — блокирующее кольцо синхронизатора; 2 — резьбовой штифт; 3 — соединение в сборе.

 

МОЖНО ЛИ ПРОДЛИТЬ СРОК СЛУЖБЫ БЛОКИРУЮЩЕГО КОЛЬЦА СИНХРОНИЗАТОРА?

Синхронизатор надежно работает, пока блокирующее кольцо удер­живается на конусе ведущей шестерни и между торцами кольца и шестерни есть зазор. Когда коническая резьба в отверстии кольца изнашивается, и торцы зубчатого венца и блокирующего кольца сопри­касаются, синхронизатор перестает выполнять свои функции.

Если износ невелик, можно восстановить работоспособность синх­ронизатора, проточив торец блокирующего кольца на 0,6... 1,0 мм.

Если износ такой, что подрезка торца не помогает, можно приме­нить такой способ. Просверлить шесть отверстий диаметром 4,9 мм и нарезать в них резьбу Мб, как показано на рис. 30. Ввернуть в отвер­стия резьбовые штифты из латуни так, чтобы они выходили в отвер­стие кольца на 1...1,5 мм. Расклепать штифты с обеих сторон. Затем на токарном станке проточить концы штифтов под конус с углом, равным углу конуса отверстия кольца с таким расчетом, чтобы между торцами вставленного в отверстие зубчатого венца и кольца оставался зазор 1,5...1,9 мм. Синхронизаторы с кольцами, восстановленными таким образом, надежно работают продолжительное время.

 

КАК ОБЛЕГЧИТЬ ЗАПРАВКУ МАСЛОМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ?

Маслозаливное отверстие на картере коробки передач служит и указателем уровня масла. Расположено оно в таком месте, что без специальных приспособлений при заливке масла не обойтись. Проще всего сделать так. Снять заднее сиденье, открыть лючок над включателем света заднего хода, снять провода и торцовым ключом на 27 мм вывернуть выключатель. Через это отверстие при помощи обыч­ной воронки можно залить масло в коробку передач. Заливать нужно, пока из заливного отверстия (пробку которого нужно предварительно вывернуть) не пойдет масло.

Рис. 31. Приспособление для заливки масла в коробку передач: 1 — трубка верхняя; 2 — гайка; 3 — пробка банки; 4 — штуцер- 5 — трубка нижняя

Можно сделать приспособление для заливки из двухлитровой бан­ки из-под масла. Для этого в пробке банки нужно закрепить трубку диаметром 10—12 мм, а в верхней части корпуса установить вентиль от камеры или штуцер, конец которого должен подходить к наконеч­нику шланга шинного насоса. Чтобы вставить вентиль изнутри, нужно закрепить его на проволоке и через горловину банки подать к отвер­стию, протащить наружу и закрепить гайкой, подложив с обеих сторон резиновые прокладки. Так как в насосе есть обратный клапан, золот­ник не обязателен (рис. 31). Чтобы закрепить нагнетательную трубку, на ней нужно нарезать резьбу M10x1 или М12х1 в зависимости от диаметра трубки. Установка верхней трубки понятна из рисунка.

Порядок заливки. Налить в банку необходимое количество масла, плотно завернуть пробку с верхней и нижней трубками. Наконечник шланга шинного насоса закрепить на штуцере. Установить банку так, чтобы конец верхней трубки вошел в заливное отверстие коробки передач. Подать воздух в банку, сделав несколько качков насосом — давление воздуха не должно быть более 0,5 кгс/см2. Масло начнет перетекать из банки в картер коробки передач. Периодически подка­чивая насосом, поддерживать давление в банке. По окончании заливки снять шланг со штуцера.

В обоих случаях масло лучше подогреть, тогда время заливки со­кратится.

Эту банку можно использовать и для заливки "Мовиля" в скрытые полости кузова, заменив верхнюю трубку.

 

КАК УСТРАНИТЬ ЛЮФТ В ШЛИЦЕВОМ СОЕДИНЕНИИ ПОЛУОСИ С ФЛАНЦЕМ?

Если в шлицевом соединении полуоси с фланцем появился люфт, его необходимо устранить, иначе узел будет разрушаться.

Разборке этот узел подвергается очень редко, поэтому можно со­брать его, использовав клеевое соединение. Нужно разобрать соедине­ние фланца с вилкой карданных шарниров. Затем, не снимая полуоси, выпрессовать вилку, промыть детали, очистить от ржавчины, обезжи­рить бензином или ацетоном. Подготовить эпоксидный клей, добавить в него стальные или чугунные опилки. Нанести на сопрягаемые детали тонкий слой клея и произвести сборку соединения. Через сутки полу­ось с фланцем можно подсоединить к вилке карданного шарнира.

Если отсоединить фланец от полуоси не удается, то необходимо снять полуось. Для этого надо отвернуть болты крепления защитного чехла дифференциала к картеру, отвести в сторону полуось и вынуть ее вместе с чехлом. Установка полуоси производится в следующей последовательности.

Ввести полуось сухарями в пазы полуосевой шестерни дифферен­циала, подвести вилку фланца полуоси к вилке кардана и завернуть четыре болта с пружинными шайбами. Далее установить на защитный чехол дифференциала крышку чехла и завернуть гайки с шайбами.

Если потребуется повторная разборка узла, необходимо прогреть соединение фланца с полуосью паяльной лампой, затем, при помощи пресса или тяжелого молотка выпрессовать полуось.

 

КАК ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ШЕСТЕРЕН ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ?

Если в коробке передач появился "воющий" шум, то первой причи­ной этому может быть увеличенный люфт в зацеплении ведущей и ведомой шестерен главной передачи. Чтобы устранить этот шум, нуж­но отрегулировать зацепление шестерен. На заводе при сборке или при ремонте на СТО пользуются специальными приспособлениями для точной установки ведомого вала и ведомой шестерни. В эксплуатации с достаточной точностью зацепление шестерен главной пары можно отрегулировать и без приспособления, имея некоторый навык.

Для регулировки нужно поставить машину на осмотровую канаву, вывесить задние колеса и подставить надежные подставки. Промыть и протереть полуоси и резиновые защитные чехлы, отвернуть крепле­ние чехлов и сдвинуть их на полуоси, снять стопорные кольца. Отвер­нуть регулировочные гайки на 4—5 зубцов. Завернуть левую (по ходу автомобиля) гайку до упора, но не туго, затем завернуть правую гайку с таким же усилием. Вращая задние колеса в разные стороны, прове­рить регулировку. Колеса должны вращаться свободно, без заеданий с небольшим люфтом. Установить стопорные кольца, чехлы полуосей.

Проверить на ходу, если шум сохранился, повторить регулировку, добиваясь свободного, но без люфта зацепления шестерен главной передачи.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СЛОМАЛАСЬ ВЕДОМАЯ ВИЛКА ЗАДНЕГО КОЛЕСА?

Рис. 32. Аварийная ось

Рис. 33. Ось

Рис.34.Вилка.

Ведомые вилки заднего колеса ломаются редко, причем некото­рые "Запорожцы" ездят по много лет без таких поломок, а на других уже сменили по несколько вилок. Наиболее вероятные причины поломок: — перегрузка (например, при буксовании); — резкое трогание с места, частые разгоны и торможения; — сильные удары колес о неровности дороги на большой скорости; — биение ступицы колеса в подшипниках; — заводские дефекты. Вилка может сломаться не сразу, сначала появляется трещина в шлицевой части, затем, как бы случайно, колесо отваливается.

Ведомая вилка является осью заднего колеса и при ее поломке автомобиль не может двигаться даже на буксире. В этом случае нужна  новая вилка или маши­на техпомощи. Опыт подсказы­вает, как можно, хоть и на букси­ре, добраться до дома. Для этого нужно иметь "аварийную" ось (рис. 32), кото­рую нужно изго­товить заранее и возить с собой,

При поломке вилки извлечь ее из ступицы и вставить вместо нее "аварийную" ось. Отрегулировать подшипники, полуось подвязать к коробке передач и можно продолжать движение.

Рис. 35. Ось в сборе

Но можно сделать лучше, если есть возможность нарезать шлицы и произвести сварочные работы. Нужно выточить (сталь ЗОХГСА) деталь (рис. 33). Отрезать от старого карданного вала УАЗ-469 или ГАЗ-24 вилку и обработать по рис. 34. Напрессовать вилку на ось и заварить с двух сторон. Проточить после сварки шейку под грязеотражатель. Готовая вилка показана на рис. 35. Если в дальней дороге иметь с собой такую деталь, поломка ведомой вилки не страшна.

 

НАЖИМНОЙ ДИСК НЕ ЗАВИСАЕТ

Сцепление у ЗАЗ-968 иногда пробуксовывает из-за того, что после выключения сцепления нажимной диск не возвращается на место (за­висает) , в результате того, что кромки отверстий в его рычагах цепля­ются за пальцы (образовавшиеся канавки). Чтобы этого не случилось, пропилите в опорных шайбах канавки для центровки пальцев и повер­ните болты выработанным местом в противоположную сторону.

 

ЗАЗ-Днепр: клуб любителей автомобиля Запорожец ЗАЗ г. Днепропетровск


Поделиться ВКонтакте

 
Клуб любителей автомобилей Запорожец г. Днепропетровск Получить код кнопки