Логотип клуба ЗАЗ-Днепр
Клуб любителей автомобилей "Запорожец"
ЗАЗ 965 горбатый, горби ЗАЗ 966 ушастый, ушан ЗАЗ 968М эМка, мыло
Клуб ЗАЗ-Днепр Контакты История марки ЗАЗ, ЛуАЗ Описание моделей ЗАЗ, ЛуАЗ Руководства по эксплуатации и тюнингу Справочная по Запорожцу Двигатель ч.1 Двигатель ч.2 Трансмиссия, подвеска, кузов ч.1 Трансмиссия, подвеска, кузов ч.2 Электрооборудование ч.1 Электрооборудование ч.2 Отопитель Записки бывшего моториста Книга Теркеля Автомобиль-транспортер ЛуАЗ-967М Силовые агрегаты МеМЗ-966В, 966Г 500 тыс. км. на ЗАЗ-965А Наши советы Электрика ЗАЗ Двигатель ЗАЗ/ЛуАЗ Правила безопасности Общетематические статьи Салон Фотогалерея Не нашел на сайте? Форум Вступить в клуб Запчасти Моторные масла

Глава 3. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Часть 2

 

КАКИЕ СВЕЧИ МОЖНО УСТАНАВЛИВАТЬ НА ДВИГАТЕЛИ МеМЗ?

Лучше всего применять свечи зажигания, рекомендованные заво­дом-изготовителем, то есть А23 (гост 2043-74) или их модификации А23, А 23-В1, А 23-Г, так как они соответствуют по тепловой характе­ристике данному двигателю.

Из свечей зарубежного производства для двигателя "Запорожца" можно подобрать аналогичные по калильному числу:

KLG (Англия) — F80,

LODGE (Англия) — 2NN,

CHAMPION (Англия) — L81,

BOSCH (Германия) —W5AC (старое обозначение—W225T 1),

MARELLI (Италия) — CW7N,

АС (Франция) — 42F,

NGK (Япония) — B7HS или B8HS,

MOTORCRAFT (США) — АЕ2 или АЕЗ,

PAL (Чехия) — N9

Из отечественных наиболее близки к А23 по калильному числу свечи А17-В (ГАЗ-24, мотоциклы "ИЖ").

Правильность подбора свечей можно проверить путем периодиче­ского их осмотра. Если рабочая часть свечи имеет светло-коричневый цвет — свеча соответствует тепловой характеристике двигателя. Если замаслена или закопчена — нужно подобрать более "горячую" свечу. Если электроды оплавлены, а рабочая часть белого цвета — нужна более "холодная" (с более высоким калильным числом).

 

КАК СНЯТЬ ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ С ПРОТИВОУГОННЫМ УСТРОЙСТВОМ?

Чтобы демонтировать замок зажигания с противоугонным устрой­ством, нужно отвернуть два винта его крепления в опоре вала рулевого управления (ключ зажигания должен быть в положении "выключе­но") . При помощи отвертки утопить гильзу в замок зажигания. Отвер­тку вводить снизу со стороны штекеров. Перемещая замок вверх, вынуть его из гнезда.

С 1982 года изменено крепление замка зажигания в опоре. Крепит­ся замок двумя боковыми винтами (в нижней части гильзы винта нет). Дополнительно в нижней части прилива на опоре установлен специ­альный вкладыш, который фиксируется шипом в нижнем отверстии. Для снятия замка нужно отвернуть два боковых винта, а в нижней части опоры (где из отверстия виден шип) сверлом диаметром 5мм рассверлить шип на глубину 4мм, после чего замок вынуть из опоры, как уже было сказано.

 

МОЖНО ЛИ УСТАНОВИТЬ НА ДВИГАТЕЛЬ "ЗАПОРОЖЦА" 'РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ^ 18 ОТ "МОСКВИЧА"?

По посадочным местам распределители Р114Б иР118 взаимозаме­няемы, но технические характеристики их различны. Кроме того, у Р118 и Р114Б кулачок валика и лыска под бегунок расположены под разными углами.

Чтобы Р118 использовать на двигателях МеМЗ, необходимо установить на него вакуумный автомат от Р114Б, пружинки центробежного регулятора опе­режения зажигания, а также ок­тан-корректор. Так как разнос­ная пластина бегунка будет на­правленна под углом к клемме провода высокого напряжения первого цилиндра, этот угол необходимо компенсировать вра­щением корпуса распределите­ля, а если не позволяют габари­ты (мешает карбюратор), провод первого цилиндра нужно устано­вить в соседнее гнездо крышки распределителя — соответственно и другие провода в порядке зажига­ния и также установить момент зажигания вращением корпуса рас­пределителя.

Рис. 51. Валик распределителя с ку­лачком и центробежным автоматом в сборе: 1 — новое отверстие; 2 — заглушка; 3 — валик; 4 — кулачок,

Можно поступить следующим образом. Разобрать распределитель Р118, забить заглушку 2 (рис. 51)в отверстие валика 3 под штифт муфты привода л просверлить новое отверстие 1 диаметром 4мм под таким же углом, как на валике распределителя Р114Б.

Собрать распределитель и установить на двигатель в обычном по­рядке.

 

КАК ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ, ЕСЛИ ОТКАЗАЛ ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ?

Сначала необходимо включить зажигание. Для этого на контакт­ной части замка нужно замкнуть между собой клеммы "15" и ''30/1" или, сняв с них провода, соединить их.

Кроме того, можно отдельным проводом напрямую соединить плю­совую клемму аккумуляторной батареи с входной клеммой катушки зажигания (ВК-Б).

Чтобы запустить двигатель стартером, (можно запустить и рукоят­кой) нужно при включенном зажигании замкнуть клеммы "Б" и "К" на дополнительном реле стартера. Можно также перемкнуть отдельным проводом клеммы "PC" реле блокировки и "Б" дополнительного реле стартера.

 

КАК ПРОВЕРИТЬ ИСПРАВНОСТЬ КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ ?

Исправность катушки зажигания можно проверить на автомобиле, или на специальном стенде. Проверка на автомобиле.

1 способ; Вынуть центральный провод крышки распределителя и установить его так, чтобы зазор между наконечником и "массой" был 5—7мм. Включить зажигание и стартером сделать несколько оборотов двигателя. Если в зазоре проскакивает искра, то катушка исправна.

2 способ: Снять крышку распределителя и повернуть кулачок пре­рывателя так, чтобы контакты были в сомкнутом состоянии. Цент­ральный провод также установить с зазором 5—7мм между наконечником и "массой". Включить зажигание и отверткой размыкать и за­мыкать контакты, следя за зазором между наконечником центрально­го провода и "массой". Если катушка зажигания исправна, то в зазоре должна проскакивать искра. При нормально заряженном аккумулято­ре искра должна пробивать зазор до 7—8мм.

Проверка на стенде. На стенде катушка подсоединяется в схему стенда, включается вращение валика распределителя и между иглами разрядника должна бесперебойно проскакивать искра. Проверку ведут при максимальной частоте вращения валика распределителя. При отсутствии перебоев в искрообразовании катушка считается исправной.

Исправность дополнительного резистора можно проверить с по­мощью контрольной лампы или омметра. При неисправном дополни­тельном резисторе двигатель будет запускаться стартером и глохнуть при его выключении.

 

КАК УСТАНОВИТЬ АМПЕРМЕТР НА "ЗАПОРОЖЦЕ" ?

Ha3A3-968M амперметр подключается в разрыв провода, соединя­ющего плюсовую клемму аккумуляторной батареи 1 с блоком предо­хранителей 3 (рис. 52). Вывод амперметра, подсоединенный к блоку предохранителей/отдельным проводом 4 надо соединить с клеммой "+" генератора. Провод должен иметь сечение, не менее чем у разомкну­того провода. Провод, соединяющий клемму "+" генератора с выводом тягового реле стартера отключить или перерезать, концы заизолировать. Можно установить любой амперметр со шкалой от -30 до +30 А.

Прибор установить на передней панели в удобном месте (круглый амперметр хорошо "вписывается" с левой стороны панели). Если стрелка будет отклоняться не в ту сторону, нужно поменять местами провода на амперметре.

Рис. 52. Схема подключения амперметра на ЗАЗ-968М: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — амперметр; 3 — блок предохранителей; 4 — новый привод; 5 — провод к клемме "Б" дополнительного реле стартера; 6 — отключаемый провод; 7 — стартер; 8 —'генератор,

На ЗАЗ-968, где нет провода, соединяющего плюсовую клемму аккумуляторной батареи с блоком предохранителей, один вывод ам­перметра нужно подсоединить непосредственно к "+" батареи (или к толстому проводу, отходящему от него), а второй — к клемме "30" замка зажигания (на старых замках клемма "AM"). Затем провод, соединяющий клемму "30" (AM) замка зажигания и клемму "Б" допол­нительного реле стартера, отсоединить от клеммы "Б" и подсоединить к клемме "+" генератора (на переходной колодке в моторном отсеке).

 

КАК ПОДКЛЮЧИТЬ ВОЛЬТМЕТР?

Порядок установки вольтметра таков:

Одну его клемму подключить к "массе" автомобиля, а вторую — соединить с той точкой электросхемы, напряжение которой вас инте­ресует. Обычно это клеммы "ВК-Б" катушки зажигания или клемма "+" регулятора напряжения.

 

КАК СДЕЛАТЬ. ЧТОБЫ ЧАСЫ НЕ ВЫКЛЮЧАЛИСЬ ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ "МАССЫ"?

Чтобы часы не выключались при отключении "массы" нужно сое­динить отдельным проводом минусовую клемму аккумуляторной ба­тареи с выводом "31 "часов через плавкий предохранитель 1—2 А.

 

КАКИЕ ОТЛИЧИЯ ИМЕЮТ КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ Б115ИБ115-В?

Катушки зажигания Б115и Б115-В отличаются только сопротив­лением первичной обмотки —у Б115 оно составляет 1,85 0м, у Б115-В — 1,5 0м. Остальные их характеристики одинаковы.

 

КАК ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОКАЗАНИЙ УКАЗАТЕЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ?

Для проверки точности показаний указателя температуры масла, в двигателе нужно убедиться в исправности его датчика (ТМ100А). Для этого датчик нужно вывернуть из поддона. Соединить клемму датчика куском провода необходимой длины с проводом, который был соединен с клеммой датчика, а корпус — соединить с массой автомобиля. Поме­стить датчик в банку с водой и довести воду до кипения. При кипящей воде нужно включить зажигание и посмотреть, насколько точно стрел­ка указателя температуры масла находится относительно отметки 10С. Если стрелка указывает точно 100±5°С, то датчик исправен.

Если показания несколько отличаются, можно запомнить разницу и учитывать ее, внося поправку в показания прибора. При больших отклонениях от действительного значения датчик лучше заменить

При нагревании воды можно опустить в нее ртутный термометр и при достижении температуры 40°С, 80°С контролировать промежуточные значения показаний ука­зателя (рис. 53).

Если при включении зажигания стрелка прибора остается на месте (слева), значит нарушен контакт в месте подсоединения провода к клемме датчика или произошло короткое замыкание датчика или указателя. Сначала нужно проверить соединение провода и датчика, если положение не изменилось — заменить датчик или указатель.

Рис. 53. Проверка исп­равности датчика указа­теля температуры.

 

КАК УСТАНОВИТЬ ПРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫ НА "ЗАПОРОЖЕЦ"?

Порядок размещения и применения противотуманных фар регла­ментируется Правилами дорожного движения.

На автомобиле должно быть установлено две фары. Включение их должно быть совместно с габаритными огнями. Противотуманные фа­ры должны быть расположены на высоте не менее 250 мм от покрытия дороги, но не выше фар основного света, симметрично продольной оси автомобиля и не далее 400 мм от наружного габарита по ширине. Пучок света от противотуманных фар должен прохо­дить под нижней границей тумана, не отражаясь от не­го, тогда дорога хорошо про­сматривается (рис. 54).

Рис. 54. Установка противотуманных фар: 1 — основная фара; 2 — противотуманная фара.

Конструкция кронштейна зависит от типа фар и их ис­полнения. Противотуманные фары используются в темное время суток или в ус­ловиях недостаточной види­мости. Их можно применять как самостоятельно, так и со­вместно с ближним и даль­ним светом

 

КАК ПОДКЛЮЧИТЬ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЧАСЫ ?

Порядок подключения автомобильных часов АЧЖ-1: 1) К клемме "+12В» подвёсти питание от бортовой сети автомобиля — от провода, постоянно находящегося под напряжением, например, от блока плавких предохранителей.

2) Клемму "30/1" соединить с "массой" автомобиля.

3) Клемму "30" соединить с проводом, находящимся под током при включении подсветки приборов (и наружного освещения).

4) Если на автомобиле установлен отключатель "массы", то, чтобы часы не останавливались, клемму "30/1 " нужно соединить отдельным проводом с минусовым выводом аккумуляторной батареи.

 

КАК НАЙТИ ОБРЫВ ИЛИ ЗАМЫКАНИЕ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ?

Для определения обрыва проводов необходимо подать Напряжение на проверяемую цепь' и при помощи контрольной лампы найти место обрыва. Для этого один провод от лампы присоединить на "массу" автомобили, а концом другого провода касаться поочередно зажимов, клемм или жилы провода, начиная от аккумуляторной батареи. Мес­то, где лампочка погаснет, укажет, что цепь имеет обрыв на участке от неработающего прибора до данной точки присоединения.

Обрыв провода можно определить и так. Отсоединить концы про­веряемого провода от зажимов крепления и присоединить его концы последовательно с лампой к источнику тока. При наличии обрыва лампа не будет гореть (рис. 55).

Для определения замыкания провода на "массу" автомобиля необ­ходимо отсоединить концы проверяемого провода от зажимов крепле­ния и присоединить один его конец последовательно с лампой к плю­совому выводу аккумуляторной батареи (рис. 56). При наличии замы­кания на "массу" лампа будет горсть.

Рис. 55. Определение обрыва провода:

1 — проверяемый провод; 2 — кон­трольная лампа; 3 — источник тока.

Рис. 56. Определение замыкания провода на "массу": 1 — проверяемый провод; 2 — кон­трольная лампа; 3 — аккумулятор­ная батарея; 4 — "масса".

 

ЗАЗ-Днепр: клуб любителей автомобиля Запорожец ЗАЗ г. Днепропетровск


Поделиться ВКонтакте

 
Клуб любителей автомобилей Запорожец г. Днепропетровск Получить код кнопки