Логотип клуба ЗАЗ-Днепр
Клуб любителей автомобилей "Запорожец"
ЗАЗ 965 горбатый, горби ЗАЗ 966 ушастый, ушан ЗАЗ 968М эМка, мыло
Клуб ЗАЗ-Днепр Контакты История марки ЗАЗ, ЛуАЗ Описание моделей ЗАЗ, ЛуАЗ Руководства по эксплуатации и тюнингу Наши советы Электрика ЗАЗ Двигатель ЗАЗ/ЛуАЗ Установка масляного фильтра Форсирование двигателя МеМЗ Установка дополнительного маслофильтра Динамичесская балансировка маховика Перегрев двигателя Диагностика, регулировка и ремонт карбюраторов Выбираем подшипники скольжения Тюнингуем двигатель правильно Правила безопасности Общетематические статьи Салон Фотогалерея Не нашел на сайте? Форум Вступить в клуб Запчасти Моторные масла

Перегрев двигателя ЗАЗ и как с ним бороться.
("Когда мотору жарко")

Чтобы яснее представить причины перегрева, облегчить поиск и устранение этой серьезной неисправности двигателя, обратимся к теории.
Как известно, лишь малая доля тепла, образующегося при сгорании топлива в цилиндрах, превращается в полезную работу. Большая его часть выбрасывается с выхлопными газами и затрачивается на нагревание деталей мотора. Для двигателя МеМЗ эти доли полезного и потерянного тепла составляют приблизительно 25 и 75%. «Лишнее» тепло расходуется тремя путями: примерно 40% уходит с выхлопными газами, 25% отводится через систему охлаждения и 10% - через масло и рассеивается в пространстве разными поверхностями двигателя. Это распределение полной тепловой энергии, получаемой при сгорании топлива, называется тепловым балансом двигателя, и его закладывают в основу инженерного расчета. Любое нарушение теплового баланса ведет к уменьшению доли тепла, превращаемой в полезную работу. Логическое следствие такого нарушения - перерасход топлива, а в жаркую погоду, когда система охлаждения работает на пределе - перегрев двигателя и повышенный износ его деталей.
Количество тепла в деталях мотора мы косвенно контролируем по температуре масла - чем она выше, тем больше доля избыточного тепла. Многолетняя практика эксплуатации «запорожцев» позволяет сформулировать два основных и принципиально отличных один от другого случая его перегрева.
Первый. Все каналы отвода тепла в атмосферу работают с максимальной эффективностью, а мотор перегревается из-за того, что количество избыточного тепла превышает норму.
Второй. Количество избыточного тепла не более 75%, но оно своевременно не удаляется в атмосферу. При этом надо учитывать, что отвод тепла через систему выпуска газов практически постоянен, и избыток его можно эффективно отвести только через систему охлаждения, масло и чистые поверхности двигателя.
На практике при небрежном отношении к мотору очень часто случается, что одновременно с образованием «лишнего» тепла уменьшается его отвод. При наихудшем стечении таких неисправностей двигатель катастрофически быстро перегреется и выйдет из строя.
Все случаи, при которых возможен перегрев двигателя, говорят о том, что для обеспечения нормальной рабочей температуры приходится решать двуединую задачу: искать и устранять причины повышенного тепловыделения от сгорания топлива и взаимного трения деталей двигателя и в то же время обеспечивать нормальный отвод тепла по всем каналам. Заниматься чем-то одним - значит делать полдела, что чаще всего приводит к потере времени.
Рассмотрим первый случай и назовем причины, из-за которых повышается доля бесполезного тепла и, как следствие, нарушается тепловой баланс.
Нарушения в системе питания: использование нерекомендованного бензина; значительное понижение уровня бензина в карбюраторе против нормы; неправильная регулировка системы холостого хода; неправильная позиция воздушной заслонки; подсос воздуха через не плотности под фланцами впускного коллектора; засорение жиклеров, клапанов и балансировочной трубки в карбюраторе; повышенное сопротивление (загрязнение) воздушного фильтра; недостаточная производительность бензонасоса вследствие его перегрева. Все перечисленное приводит либо к обеднению горючей смеси и очень быстрому сгоранию ее в цилиндрах, либо к излишнему обогащению, отчего процесс горения может продолжаться в системе выпуска. И то и другое снижает долю полезно затрачиваемого тепла и создает его избыток в деталях.
Нарушении в системе зажигания: не своевременное воспламенение смеси из-за нарушений в работе вакуумного и центробежного автоматов опережения зажигания, подгорания контактов прерывателя или неверного зазора между ними, неисправности конденсатора, использования не рекомендованных или неисправных свечей зажигания, большого радиального люфта у валика распределителя. Эти отклонения также приводят к смещению процесса сгорания в ту или другую сторону от оптимального времени, из-за чего нарушается тепловой баланс мотора.
Ухудшение условий сгорания рабочей смеси может произойти и из-за снижения компрессии в одном или нескольких цилиндрах, из-за нагара в камерах сгорания, разрегулировки клапанов.
Источником лишнего тепла может быть повышенное трение в цилиндрах и узлах вращения. Причины: несоблюдение монтажных зазоров в парах «цилиндр-поршень» и «шейка-подшипник»; низкое давление масла в системе смазки или чрезмерное загрязнение его (забита центрифуга); езда по пыльным дорогам с загрязненным воздушным фильтром.
Второй случай нарушения теплового баланса предполагает нормальные процессы горения и выделения тепла. Но его отвод от мотора мал. Причины могут быть в неисправностях системы охлаждения. Например, по мере прогрева двигателя заслонки открываются термостатами не полностью или не открываются совсем (все модели, кроме «968М-005»); заслонки, устанавливаемые вручную («966», «968М», «968-005»), занимают неверную позицию; перекрыты номерным знаком щели в задней стенке моторного отсека («968М», «968М-005»); горячий воздух подсасывается из моторного отсека под кожух системы охлаждения двигателя («966», «965А», «966В»); нарушены конструктивно заложенные направления потоков воздуха в моторном отсеке в результате его нерациональных переделок или захламления посторонними предметами; проскальзывает ремень вентилятора; загрязнено оребрение цилиндров и их головок.
Плохой отвод тепла через систему охлаждения масла и от поверхностей двигателя может быть связан с загрязнением масляного радиатора, ребер поддона масляного картера и наружных стенок двигателя, со смолистыми отложениями на внутренних поверхностях в системе смазки и радиаторе.
Одна из причин нарушения теплового баланса при нормальном выделении тепла - плохой отвод его через систему выхлопа. Такое бывает при использовании самодельных или плохо отремонтированных глушителей и газоотводящих труб с повышенным сопротивлением движению газов, при прорыве выхлопных газов в моторный отсек через неплотности в соединениях глушителя и труб. Ухудшает отвод тепла от нижней части двигателя избыток тепла от стенок глушителя и газоотводящих труб, расположенных рядом.
Перегреть можно и вполне исправный отрегулированный двигатель во время буксования или при движении с большой скоростью и крупногабаритным грузом на наружном багажнике, при езде с повышенной скоростью на пониженных передачах и в других случаях неумелой эксплуатации автомобиля.
Среди множества причин, вызывающих перегрев двигателя, есть самые серьезные и наиболее распространенные - это неправильная установка момента зажигания, недостаточный приток холодного воздуха и неполный отвод горячего (значительная часть его попадает в моторный отсек), использование низкосортного бензина, загрязнение двигателя.
Установка момента зажигания достаточно подробно изложена в руководстве по эксплуатации двигателя. Использование низкосортного топлива и загрязнение двигателя, наверное, не относятся к техническим проблемам, требующим отдельного разъяснения.
В реальной жизни владельцу «Запорожца» приходится больше заботиться о техническом состоянии всех систем двигателя, от которых зависит тепловой баланс. На его нестабильности сказываются и крайне ограниченные возможности системы воздушного охлаждения, которая не имеет резервов, сравнимых с резервами жидкостного. В то же время многолетний опыт эксплуатации «запорожцев» дает возможность обобщить способы, позволяющие улучшить систему охлаждения у моторов базовых моделей и рекомендовать их автолюбителям.
Автомобили «ЗАЗ-965», «965А». У этих машин полезно удлинить, как показано на рис. 1, воздуховоды, чтобы холодный воздух плотным потоком поступал как можно ближе к цилиндрам и их головкам, не рассеиваясь в моторном отсеке. Дополнительные кожухи делают в виде квадратных труб, которые крепят к закраинам воздуховодов самонарезающими винтами.
Улучшив приток холодного воздуха, надо увеличить канал для отвода горячего через люк в капоте (рис. 2). Для этого удаляют термостат с заслонкой, срезают боковины люка, отгибают немного вверх основание номерного знака и крепят к нему болтиками два упора из полосок стали сечением 12x3мм с отверстиями с резьбой для регулировочных винтов. Стальной пластинкой заглушают прямоугольное отверстие в нижней части приемного раструба, через которое теплый воздух возвращался в моторный отсек. И, наконец, из листа тонкого металла делают заслонку, свободно висящую на оси из прутка диаметром 4мм.
На лето заслонку следует поднять вверх и закрепить в этом положении, ввернув регулировочные винты в отверстия на упорах. В холодное время заслонку надо освободить, а винты завернуть в отверстия пониже, так, чтобы они ограничивали подъем заслонки.
Чтобы улучшить вентиляцию моторного отсека, полезно сделать в капоте справа и слева от номерного знака окна размером примерно 200x200мм, прикрыв их декоративными решетками. В холодное время решетки изнутри закрывают кусками тонкого картона или пластика.
Можно заменить штатные наружные воздухозаборники более эффективными (рис. 3). Однако это получится только в том случае, если новые детали будут сделаны профессионально и не обезобразят машину. Хорошо завальцованные торцы заборников не должны отстоять от кузова более чем на 50мм.
Чтобы предохранить от перегревания бензонасос, имеет смысл надеть на выхлопной патрубок, находящийся рядом с ним, теплоотражатель (рис. 4) из жести и нескольких слоев стеклоткани с эпоксидным клеем. Теплоотражатель удерживается на патрубке пружинящими захватами.
Отопитель на лето следует убрать, закрыв отверстия для него в стенках моторного отсека круглыми заглушками.
В системе охлаждения «ЗАЗ-966В» полез такие переделки. Снимите отводящий раструб вентилятора (рис. 5), удалите из него термостат с заслонкой. С внутренней стороны раструба смонтируйте управляемую вручную заслонку, вращающуюся своей нижней частью на оси из тонкого прутка. В вертикальном положении заслонка должна полностью перекрывать прямоугольное отверстие в стенке раструба, по которому теплый воздух возвращается в моторный отсек. На торце оси этой заслонки надежно укрепите рычажок, который можно было бы фиксировать в одном из отверстий на боковине раструба. Положение рычажка и заслонки выбирают в зависимости от сезона.
При помощи кожухов из жести или стеклопластика удлините воздуховоды аналогично тому, как это рекомендовано для автомобилей «ЗАЗ-965» и «965А».
Для модели «Запорожца» «966В» полезен также теплоотражатель на выхлопном патрубке.
У автомобилей «ЗАЗ-966», «966», «968А» снимают крышки воздухоотводящих кожухов и удаляют термостаты вместе с их корпусами и заслонками (рис. 6). На внутренней стороне крышек кожухов монтируют заслонки, вращающиеся на оси. Летом заслонки полностью перекрывают отверстия, ведущие в моторный отсек, и весь горячий воздух уходит вниз (рис. 6,б). Зимой, чтобы пропускать часть тепла в моторный отсек, верхний край заслонки можно сдвинуть внутрь на соответствующую прорезь в фиксирующем рычаге. Рычаг этот одним концом шарнирно прикреплен к верхнему краю заслонки, другой его конец притянут к заслонке пружинкой.
У моделей «ЗАЗ—966», «968», «968А», «968М» при помощи кожухов, сделанных из металла (рис. 7), удлиняют воздуховоды, чтобы холодный воздух подходил как можно ближе к вентилятору. Все щели и отверстия в задней стенке моторного отсека, а также между брызговиками и задней стенкой следует тщательно уплотнить.
Если на наконечниках свечей нет резиновых уплотнителей, перекрывающих кольцевые щели вокруг свечей, их можно заменить кольцами из поролона толщиной 16-20мм. Иначе через открытые щели в моторный отсек попадает много горячего воздуха.
У автомобиля «ЗАЗ-968М» убирают термостаты, заменив их регулируемыми вручную заслонками, как об этом сказано для «ЗАЗ-966» и «968». Следует заметить, что конструкторы не случайно отказались от автоматического регулирования температуры двигателя «ЗАЗ-968М-005». Система ручной регулировки показана на рис. 8.
Номерной знак нового образца укрепляют через прокладки с наклоном, на максимальном удалении от щелей в задней стенке моторного отсека. Как это сделать, рассказано в руководстве по эксплуатации. Зимой и при езде по пыльным дорогам воздухе заборные щели удобнее перекрывать не перестановкой номерного знака, а при помощи щитков (рис. 9) из тонкого металла с приклеенными подкладками из поролона толщиной 5-10мм. Эти щитки свободно перемещаются вдоль прутка (трубки) диаметром 6мм. Концы прутка сделаны в виде колец и закреплены теми же болтами, что и номерной знак. Можно обойтись и без прутка, если для удержания щитков использовать магнитные защелки от шкафов. Для этого корпуса защелок крепят по краям щитков так, чтобы магниты надежно притягивались к кузову при легком поджатии поролоновой прокладки. Предвидя езду по пыльным дорогам, уплотняют все отверстия и щели в задней стенке моторного отсека, а также щели между брызговиками и задней стенкой моторного отсека. Особенно велики щели у автомобиля «ЗАЗ-968М-005». Поролоновыми кольцами уплотняют кольцевые щели вокруг наконечников свечей (об этом было рассказано выше).
И последнее. Ввиду особой важности контроля за температурой масла, которая косвенно позволяет достаточно точно судить о температуре двигателя, необходимо пери одически (обязательно перед летним сезоном) определять погрешность показаний стрелочного указателя температуры.
Расскажем о наиболее простом способе. Тщательно очищают от грязи датчик и место вокруг него. Вывинчивают датчик из двигателя и кусками провода соединяют клемму датчика с проводом, который к ней подходил, а корпус датчика - с «массой» машины. Опускают датчик в кипящую воду (нагреть ее можно любым способом в консервной банке) и замечают, насколько стрелка отклонена относительно риски 100°С. Это и есть погрешность показания прибора.

 

Истчник: Журнал "ЗР" 1984 №6

ЗАЗ-Днепр: клуб любителей автомобиля Запорожец ЗАЗ г. Днепропетровск


Поделиться ВКонтакте

 
Клуб любителей автомобилей Запорожец г. Днепропетровск Получить код кнопки