Логотип клуба ЗАЗ-Днепр
Клуб любителей автомобилей "Запорожец"
ЗАЗ 965 горбатый, горби ЗАЗ 966 ушастый, ушан ЗАЗ 968М эМка, мыло
Клуб ЗАЗ-Днепр Контакты История марки ЗАЗ, ЛуАЗ История Горбатого Запорожца История ЗАЗ-966, 968, 968М История ЗАЗ-970 Вездеходы Луцкого автомобильного завода История завода "Коммунар" Эволюция ушастых запорожцев Описание моделей ЗАЗ, ЛуАЗ Руководства по эксплуатации и тюнингу Наши советы Электрика ЗАЗ Двигатель ЗАЗ/ЛуАЗ Правила безопасности Общетематические статьи Салон Фотогалерея Не нашел на сайте? Форум Вступить в клуб Запчасти Моторные масла

История Запорожского автомобильного завода "Коммунар"

Мы уже рассказывали о сравнительно небольшом предприятии «Автотор», которое на своих производственных площадях сумело освоить выпуск автомобилей самых различных мировых брендов. Оказывается, по очень похожему пути движется еще один, правда, более крупный и гораздо больше известный практически всем жителям России автозавод. Ведь еще не так давно его продукция, носящая, не побоюсь этого слова, поистине легендарное имя «Запорожец», была наиболее доступной для отечественных автолюбителей. В настоящее время ЗАЗ стал иностранным предприятием, однако производимые им легковушки вновь становятся все более и более популярными на российском автомобильном рынке. Причем, в отличие от «Автотора», Запорожский завод производит как машины нескольких зарубежных марок, так и свои собственные модели.

От сельхозорудий – к автомобилям

В отличие от многих автомобильных предприятий России и стран СНГ, начало трудовой биографии которых датируется второй или, что встречается гораздо реже, первой половиной ХХ в., Запорожский автомобильный завод имеет славную и довольно продолжительную историю. Предприятие было образовано еще в 1863 году голландцем Абраамом Коопом, по происхождению колонистом, и первоначально специализировалось на выпуске сельскохозяйственных машин и оборудования. А в 1908 г. был основан Мелитопольский моторный завод (сегодня являющийся структурным подразделением ЗАЗа), освоивший тогда производство стационарных двигателей внутреннего сгорания.

С 1923 г. Запорожский завод, получивший вполне соответствующее советской эпохе название Коммунар, начинает выпускать зерноуборочные комбайны и другую сельскохозяйственную технику. А в 1959 г. предприятие было перепрофилировано в автомобилестроительное. Конструкция микролитражек для дальнейшего производства в Запорожье разрабатывалась специалистами Московского автозавода малолитражных автомобилей (МЗМА). Соответственно и опытные образцы этих машин с независимой подвеской всех колес и задним расположением силового агрегата, появившиеся на свет в 1958 г., назывались «Москвич-444».

Первоначально на них использовались двухцилиндровые двигатели воздушного охлаждения, спроектированные и изготовленные на Ирбитском мотоциклетном заводе. Однако они оказались недостаточно надежными в эксплуатации, поэтому в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) специально для запорожской микролитражки был разработан абсолютно новый четырехцилиндровый мотор опять-таки с воздушным охлаждением. Причем существовало два варианта этих двигателей – с оппозитным и V-образным расположением цилиндров. Предпочтение было отдано последнему как более компактному.

В 1960 г. в Запорожье началось серийное производство автомобилей ЗАЗ-965 «Запорожец», а двигатели для них изготавливались в Мелитополе. Всего с 1960 по 1994 г. были произведены 3 422 444 автомобиля марки «Запорожец» моделей ЗАЗ-965, 966 и 968. В 1988 г., параллельно с Запорожцами, на ЗАЗе был освоен выпуск переднеприводных трехдверных хэтчбеков «Таврия» (ЗАЗ-1102) с рядным четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения, а затем и пятидверных машин с кузовом лифтбек (с отдельным объемом багажника) ЗАЗ-1103 «Славута». Широкому распространению этих достаточно современных на тот момент и удачных по конструкции автомобилей помешал распад Союза и последовавшая за ним экономическая неразбериха.

Украинско-корейский союз

Очередная глобальная перемена в Запорожье произошла в 1998 г., когда было зарегистрировано совместное украинско-корейское предприятие с иностранной инвестицией в форме ЗАО «АвтоЗАЗ-ДЭУ». Затем при активном участии южно-корейских специалистов была проведена основательная модернизация модели ЗАЗ-1102, которая после этого стала называться «Таврия-Нова». В конструкцию обновленной машины внесли более 800 изменений, благодаря чему она вышла на абсолютно новый уровень качества. А годом позже по той же программе модернизировали и пятидверную «Славуту».
Практически одновременно с началом производства доработанных моделей ЗАЗ, на входящем в состав ЗАО «АвтоЗАЗ-ДЭУ» Ильичевском заводе автомобильных агрегатов началась крупноузловая сборка автомобилей Daewoo-Lanos, Daewoo-Nubira и Daewoo-Leganza – первых созданных силами своих собственных специалистов моделей корейской компании.

А 6 декабря 2004 г. в Запорожье стартовало уже полномасштабное производство автомобилей Lanos серии Т-150, представляющих собой собираемый до 2004 г. в Корее модернизированный вариант Lanos с новым оформлением передка и новыми задними фонарями. Машина, получившая название Chevrolet Lanos, стала поставляться и в Россию, где благодаря достаточно низкой стоимости и неплохому качеству изготовления быстро стала очень популярной. Так, по сведениям AUTO-Consulting, в январе 2007 г. на российском авторынке была продана 3001 штука Chevrolet Lanos, это больше, чем у Chevrolet Niva, Renault Logan, Hyundai Accent, Kia Spectra и других наиболее популярных в нашей стране автомобилей. Больше, чем украинских Lanos, россияне приобрели только Daewoo Nexia (3943 шт.) и Ford Focus (4872 шт.). Chevrolet Lanos покупать стали на 221% больше, чем год назад!

С учетом того обстоятельства, что с 1 июня 2007 г. срок гарантии на все модификации автомобилей Lanos увеличен до пяти лет или 100 тыс. км пробега, можно предположить дальнейший рост популярности этих машин.
Кроме того, начиная с нынешнего года, начались поставки в Россию автомобилей ЗАЗ-Сенс, отличающихся от Chevrolet Lanos новым оформлением передка, задними фонарями, 1,3-литровым 70-сильным двигателем МеМЗ-307 и, самое главное, еще более доступной ценой – 227 тыс. руб. в базовой комплектации. Но и это еще не все, что украинская автомобильная промышленность подготовила для российских автомобилистов! Компания Объединенные транспортные технологии (Украина) подписала с Минэкономразвития РФ соглашение о промышленной сборке в Борском районе Нижегородской области автомобилей Chevrolet Lanos, Chevrolet Aveo и «ЗАЗ-Сенс». Объем производства планируется на уровне около 25 тыс. машин ежегодно при двухсменном режиме работы. А уже через 4,5 года локализация производства должна достигнуть 35%.

И «Таврия», и «Мерседес»

В 2003 г. завод в Запорожье вновь поменял форму собственности и стал ЗАО с иностранной инвестицией «Запорожский автомобилестроительный завод». Сейчас 50% предприятия принадлежит компании УкрАвто и еще 50% – швейцарской компании Hirsch & Cie.
С 2004 г. помимо моделей ЗАЗ и Daewoo непосредственно на Запорожском заводе освоено полномасштабное производство автомобилей ВАЗ-2107, 21093 и 21099, а также Opel Astra. Продукцией «АвтоЗАЗ-Мотор» (г. Мелитополь Запорожской обл.) являются двигатели для легковых автомобилей. На Ильичевском заводе автоагрегатов (г. Ильичевск Одесской обл.) реализуется проект крупноузлового производства автомобилей Chevrolet (Aveo, Evanda, Lacetti, Tacuma), Opel (Astra, Vektra, Meriva, Combo, Zafira, Corsa), Mercedes-Benz (A-Class, C-Class, E-Class, CLS-Class) и Chery (QQ, Eastar, Amulet, Tiggo, Elara). А совместное предприятие «Таврия-Магна» (Запорожье) обеспечивает высококачественное изготовление крупных и особо крупных пресс-форм (до 40 т.) для производства деталей из пластмасс и сплавов цветных металлов для автомобильной и других отраслей промышленности.

В 2006 г. на ЗАО «ЗАЗ» произведены 193 113 автомобилей. В том числе 8 564 автомобилей «Таврия-Нова», 3 892 – «Таврия-Пикап», 18 793 – «Славута», 22 178 – «Сенс», 40 873 – Chevrolet Lanos, 5 457 – Opel-CKD, 1 382 – Opel Astra, 4 647 – ВАЗ-2107, 8 502 – ВАЗ-21093, 15 606 – ВАЗ-21099, а также 63 219 автомобилей других марок.
Для сравнения: в 2005 г. были произведены 148 163 автомобилей (37 278 автомобилей «Таврия-Нова» и «Славута», 21 379 – «Сенс», 9107 – Chevrolet Lanos, 20 638 – ВАЗ, 2 612 – Opel, а также 57 149 автомобилей других марок).
Запорожскому автомобилестроительному заводу сегодня принадлежит около половины совокупного выпуска автомобилей в Украине, а значит, можно с уверенностью говорить о том, что «ЗАЗ» является главным действующим лицом автомобилестроительной отрасли этого государства. «ЗАЗ» – единственное в Украине предприятие, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей, который включает в себя штамповку, сварку, окраску, оборудование кузова и сборку автомобиля. На заводе создано и постоянно совершенствуется качественно новое современное высокотехнологичное производство, которое соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001 версии 2000 г. В течение 2005 г. только за счет собственных средств в развитие производства было инвестировано 119,8 млн. гривен, в работы по обеспечению качества – 6,2 млн. гривен.

Интенсивное развитие автомобильной промышленности в Украине сделало особо актуальным вопрос охраны окружающей среды, поэтому все автомобили Запорожского завода с мая 2006 г. оснащаются двигателями, соответствующими нормам токсичности отработавших газов Евро-2.
Закончить же рассказ о предприятии, прошедшем почти полуторавековой путь от выпуска сельскохозяйственной техники через производство простых, надежных и доступных, поистине «народных» автомобилей «Запорожец» до изготовления самых современных машин известных мировых марок хочется словами Председателя Правления ЗАО «ЗАЗ» Николая Евдокименко: «Запорожский автомобилестроительный завод уверенно смотрит в будущее, ведь процветание нашего предприятия – это весомый вклад в развитие отечественного автомобилестроения, это качество, что отвечает мировым стандартам, это непрерывное совершенствование, и, главное, укрепление экономики Украины. Взаимовыгодное сотрудничество ЗАО «ЗАЗ» с мощными иностранными компаниями показало, что мы избрали правильную стратегию развития. Мы имеем желание работать и сотрудничать, у нас есть тот фундамент, на котором основывается понятие Настоящий Качественный Автомобиль.»
© Костянов Александр Аркадьевич
Источник: http://www.relga.ru
ЗАЗ-Днепр: клуб любителей автомобиля Запорожец ЗАЗ г. Днепропетровск


Поделиться ВКонтакте

 
Клуб любителей автомобилей Запорожец г. Днепропетровск Получить код кнопки